Запросить прайс-лист Рассчитать заказ Написать директору

CIF

  1. Значение термина CIF
  2. CIF — стоимость/цена и страховка
  3. CIF в разных версиях Инкотермс
  4. Отличия поставок CIF от других
  5. Обязанности сторон и базис CIF
  6. Преимущества и недостатки CIF
  7. Когда наиболее выгоден базисный термин CIF в договоре
  8. Поставка и принятие товара при условиях CIF
  9. Инкотермс CIF пример
  10. Документальное доказательство поставки при условиях CIF и лицензирование
  11. Часто задаваемые вопросы о CIF
Раскрыть полностью

Доставка товаров на условиях CIF (Cost, Insurance and Freight) один из самых популярных способов заключить сделку купли-продажи с продавцом из другой страны. Согласно правилам, поставки могут осуществляться только на суднах. Данное соглашение действует во всех странах и регулируется компанией ICC, как и другие аналогичные контракты. 

Значение термина CIF

Термин CIF (Cost, Insurance and Freight) включает в себя 3 слова: «стоимость», «фрахт» и «страхование». Данная расшифровка очевидно указывает на ответственность поставщика в части оплаты расходов, в которые входит:

  • Оплата доставки до порта, который выбрал покупатель
  • Страхование груза, обеспечение его разгрузки
  • Организация очистки от экспортных пошлин

CIF

Стоимость, страхование и фрахт (CIF) - это один из международных форматов соглашения о доставке, представляющий из себя сборы, которые уплачивает продавец для покрытия расходов, страховки и фрахта заказа покупателя во время путешествия груза. 

Условие поставки CIF применяют сугубо для перевозок с использованием международного морского или внутреннего водного транспорта. При этом термин неприемлем для контейнерных перевозок ввиду невозможности осмотра либо проверки товара непосредственно в порту отправления. Соответственно, процесс перехода ответственности к покупателю от продавца должен осуществиться в другом месте (с другими базисами поставки).

Экспорт груза осуществляется в указанный в договоре купли-продажи порт покупателя. До момента доставки товара в порт назначения покупателя, расходы по утере или повреждению груза лежат на продавце.Помимо этого, если это требуется, дополнительные таможенные пошлины, экспортные документы, инспекции или перенаправления, оплачиваются из кармана продавца. 

Однако, сразу после достижения товаров порта назначения покупателя, на покупателя ложится ответственность за любые сборы или расходы, связанные с разгрузкой и доставкой груза в конечный пункт назначения CIF аналогичен перевозке и страхованию, оплачиваемому (CIP), но только для водных перевозок. А CIP может использоваться для любого вида транспорта, например, для грузового транспорта.

Рекомендуем:

CIF — стоимость/цена и страховка

Момент перехода ответственности от продавца к покупателю определяется в соответствии с условиями контракта CIF. В обязанности продавца входит процесс заключения контракта и оплата фрахта и всех расходов, необходимых для транспортировки товара до поименованного порта назначения, а также заключение договора страхования, покрывающего риск потери или повреждения товара в процессе перевозки. Для обеспечения надлежащего страхования груза используют формулу стоимости CIF X 110%. Достигается значение CIF путем добавления счет-фактуры стоимости, страховки и транспортных расходы. 10% сверху закладываются для покрытия любых непредвиденных расходов. 

CIF

Страхование в том числе необходимо для покрытия стоимости ремонта и замены товаров в месте, не являющемся объектом грузополучателя. Тем не менее, в случае повреждения или утери части отправления, размер страхового возмещения может быть пропорционален распределению. В идеальных условиях CIF нуждается в пункте C — базовом уровне страхования, который подходит для относительно больших партий, но не являющимися промышленными грузами. В случае, когда застрахована только половина груза, страховщик обязан оплатить только определенный процент от груза. Если грузы были доставлены поврежденными, это необходимо отметить в коносаменте во время прибытия.

Цена CIF включает в себя себестоимость товара, погрузку поставки и доставку до порта отправления, морской фрахт и страховку. Однако, цена, оплата и передача права собственности на груз определяется отдельным договором купли-продажи.

В международных коммерческих договорах условия поставки прописываются с указанием редакции Инкотермс, во избежание разночтений правил и обязательств сторонами сделки. Например, если порт прибытия судна – Одесса, то в контракте должна быть формулировка «CIF Одесса (Инкотермс 2010)». Есть еще также  CFR, которая похожа на CIF. Условия CFR означают, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в том числе уплачивает таможенные обязанности и услуги). Но стоит принять тот факт, что обязанности по страховой услуге являются обязанностью покупателя. 

CIF в разных версиях Инкотермс

CIF (Cost, Insurance and Freight) — это один из терминов, подразумевающих форму международной торговли, известных как Инкотермс. Incoterms или International commercial terms — это свод общих правил торговли, разработанный Международной торговой палатой (ICC) в далеком 1936 году. ICC создала этот свод установок для регуляции политики поставок, а также ответственностей покупателя/продавца, которые состоят в международных торговых отношениях. 

В правила CIF в 2010 году внесли некоторые улучшения работы в значимые категории, которых в прошлой вариации правил формы торговли не было. В Инкотермс 2000 момент перехода рисков наступал после того, когда груз пересечет поручень судна, а в новой редакции переход риска наступает до момента полной разгрузки с приемом получателя. Такое изменение было вполне обосновано, так как оплата фрахта и страхования не совпадали с прошлыми условиями перехода рисков.

CIF Инкотермс 2010 может представлять собой выгодное решение для покупателя при расположении около его складов речных или морских терминалов. В таком случае, поставщик оплатит большую часть перевозки. Данные условия поставки CIF Инкотермс очень выгодны, так как водные перевозки гораздо дешевле по сравнению с другими видами транспортировки. За счет страховки, оплаченной продавцом, у покупателя появляется дополнительная безопасность груза с гарантией доставки. В 2020 году ICC внесла новые коррективы в правила, так называемые Инкотермс 2020. Incoterms 2020 внесла изменения в требования к страховому покрытию по соглашениям CIF. Продавцы теперь должны получить более высокий уровень или более полную страховку, чем это требовалось в соответствии с Инкотермс 2010. При DAT Инкотермс 2010 поставка считается завершенной после выгрузки и приемки товара покупателем в назначенном терминале; при DPU в Инкотермс 2020 поставка считается завершенной после выгрузки и приемки товара покупателем в любом оговоренном месте.

Отличия поставок CIF от других

CIF

Помимо условий CIF существуют еще другие виды поставок: FOB, CIP, СFR. Рассмотрим подробнее их отличия от CIF:

  1. Стоимость, страхование и фрахт (CIF) и бесплатно на борту (FOB) — это международного формата торговые соглашения по доставке товаров для покупателей/продавцов. Это одни из наиболее распространенных 11 международных торговых терминов (Инкотермс). Основные различия между ними в том, кто берет на себя ответственность за товары во время транзита. В отличие от CIF, где продавцы берут на себя расходы и риски до момента доставки, согласно FOB продавец передает все риски и расходы покупателю после погрузки груза на судно до таможенного прохождения. Покупатели обычно считают соглашения FOB более выгодным. 
  2. Разница между условиями поставки CIF и CIP — в использовании при перевозке вида транспорта и уровня страхового покрытия. Простыми словами по условиям поставки CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится морским транспортом до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения груза с минимальным страховым покрытием во время перевозки до порта разгрузки. По базису поставки CIP Инкотермс 2020: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится любым видом транспорта до указанного места назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против всех рисков потери и повреждения груза с максимальным страховым покрытием во время перевозки до указанного места назначения.
  3. Базис поставки CFR (Cost and Freight, «стоимость и фрахт») практически идентичен CIF. Место перехода рисков одинаково, продавцы оплачивают перевозку, а покупатели берут на себя разгрузку и дальнейшие расходы. Отличается только оформление страховки на этапе перевозки до порта назначения в зоне ответственности продавца.
  4. Поставка на условиях EXW (англ. термин Ex Works) означает, что товар и все риски, связанные с ним, переходят к покупателю в момент самовывоза со склада продавца или другого обусловленного места. С этого момента обязательства продавца по поставке считаются выполненными. Термин установился в 2010 году.
  5. DDP (англ. термины Delivered, Duty Paid, букв. «доставлено, пошлина оплачена») — употребляется с указанием места прибытия; ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя; все риски, все расходы по доставке груза (налоги, пошлины и т.д).
  6. FCA (англ. Free Carrier) — торговый термин, включенный в Инкотермс и означающий, что продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.

Обязанности сторон и базис CIF

В согласии с основными условиями CIF нужно, чтобы заказанный груз был доставлен вовремя в порт, отгружен и передан получателю. Принимать товар может как собственноручно покупатель, так и представитель транспортной или экспедиторской фирмы, либо другой уполномоченный человек с документами от заказчика. Только по факту передачи посылок принимающему лицу, доставка считается выполненной. Продавец несомненно обязан оплатить доставку и фрахт товара.

CIF

Обязанности продающей стороны:

  • Предоставление груза в соответствии с составленным договором.
  • Упаковка и маркировка груза для идентификации посылки в порту назначения.
  • Отправка покупателю пак документов, сопровождающих договора и отправки – коносамент, инвойс (счет-фактуру), спецификации и другую документацию согласно договоренностям с покупателем.
  • Нужно оплатить перевозку товара со склада в порт, назначенный покупателем, а также все последующие операции, связанные с погрузкой.
  • Выполнение всех экспортных таможенных формальностей (получение лицензий и разрешений на вывоз согласно законодательству страны экспорта). Лицензия не является обязательной для всех товаров, главная документация - разрешения на вывоз.
  • Оплата таможенной очистки груза при необходимости.
  • Сообщение покупателю заранее оговоренным методом о фактической отправке посылки.
  • Рассчитаться за доставку получателю, а также фрахт.
  • Оформление договора страховки грузов в размере 110% от его цены, обязательно в валюте, в которой составлен коммерческий контракт.
  • Оплата выгрузки в порту назначения (если в договоре не указали иное, например, что оплату осуществляет получатель).

Продавец должен доставить грузы на корабль в оговоренный срок и предоставить подтверждения. Как только товар приплыл в порт выдачи, получающая сторона берет на себя ответственность за расходы, связанные с импортом и доставкой товара на пункт выдачи или по адресу. Обязанности покупателя:

  • Оплата цены товаров, согласно договора, заключенного с продавцом.
  • Сообщение продавцу о дате готовности забрать товар в порту отгрузки, или назвать срок, в который необходимо выполнить загрузку товара для отправки.
  • Предоставление контрагентам информации о судне и другие данные, которые нужны для отгрузки.
  • Выполнение всех таможенных процедур, связанных с ввозом товара (получение необходимых сертификатов, разрешений, допусков, в соответствии с законами страны импорта).
  • Идентификация товара в порту прибытия для приемки.
  • Прием груза и передача продающей стороне документального подтверждения факта приемки.
  • Покрытия расходной составляющей, которая возникла из-за пути через транзитные страны (пошлина и т.п. – если в договоре это не прописано задачей продавца).

CIF

Стоит обозначить, что в дороге при доставке со страны в страну могут быть различные точки передачи рисков/затрат, в зависимости от типа соглашения о доставке. В соответствии с CIF передачи рисков и затрат происходят в разных локациях. Четко прописанный договор определяет моменты перетекания ответственности за груз от одной стороны к другой. 

Базисного типа условия поставок CIF Инкотермс 2020 не указывают стоимость за товары и способы оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), также нет определение времени оплаты (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.

Преимущества и недостатки CIF

CIF

У СИФ есть свои плюсы и минусы в работе, которые следует учесть перед заключением договоров. К основным достоинствам относятся:

  • В коносамент вписывается имя продавца, как грузоотправителя. Это позволяет избежать путаницы между товарами.
  • Отправитель ответственен за выплату страховок. Покупателю не нужно будет переживать о подачах заявлений на получение страховых возмещений или оплатах дополнительных нюансов.
  • Условия CIF упрощают доставку опасных товаров для получателей. Продавцы несут ответственность за документы в своей стране. Даже если нужно заполнить сложного типа формы, это обязанность продавца. 
  • Инкотермс CIF лояльны к новеньким. Процесс импорта в CIF довольно простой в сравнении с другими моделями соглашения. 

Минусы:

  • CIF довольно дорогостоящий вариант доставки. Так как отправитель несет основную расходную часть, он также может взимать дополнительно финансы с покупателя, порой обманывая и требуя больше, чем нужно на самом деле.
  • Покупатель почти не контролирует ситуацию с доставкой, основные права со стороны продавца.
  • Отправитель платит зачастую только минимальную страховку, поэтому и компенсируют в случае неудачи только часть расходов.
  • CIF применяется только к морскому и внутреннему водному транспорту. То есть, не получится применить свои знания от CIF в будущем на других типах транспорта. 
  • Покупатель заранее берет на себя риски. Как уже говорили выше, продавец финансирует расходы до конечного пункта назначения, однако риск повреждения товара переходит к покупателю. 

Когда наиболее выгоден базисный термин CIF в договоре

CIF довольно популярен в международных торговых отношениях. Обязательно стоит обратить внимание на этот способ новичкам международного рынка, которые хотят безопасно работать с перевозками по морю. Также такой вариант страховки подойдет тем, кто продает товары сравнительно небольшими партиями, там необязательно иметь дело с фрахтом или другими деталями фрахта. Однако продавцам важно учесть, что поставка на условиях CIF немного дороже в сравнении с другими вариантами доставок.

Покупателям СИФ выгоден, если есть возможность получать груз по внутренним водам для сыпучих, негабаритных и небольших товаров. Соглашения настолько просты и прозрачны, что даже новичок может быть спокоен заказывая через CIF. Основная ответственность лежит на продавцах: экспортные лицензии, таможенная очистка и страховое покрытие. Также они берут на себя стоимость доставки, страховые расходники, но вот риск задержки и отгрузки лежит уже на покупателе.

Поставка и принятие товара при условиях CIF

Условия доставки через системы CIF отлично подходят для начала работы между контрагентами, другими словами — пробного договора. За счет удобной схемы, каждая сторона защищена от мошенничества, их интересы равноценно защищены. Обычно после заключения договора получатель вносить полноценную предоплату за товары, за счет чего получает гарантию на доставку. То есть в негативном случае, при порче или потере груза ущерб будет возмещен. 

CIF

Принятие на условиях CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар погружен на транспортное средство в порту отгрузки, а цена продажи содержит в себе цену товаров, фрахты или транспортный расход, а также стоимость страхования при перевозке.

Инкотермс CIF пример

Для примера, как работает CIF на практике:

  1. Фермер, занимающийся выращиванием картошки доставляет тридцать ящиков в соседнее государство на условиях CIF. Данный тип страховки не затрагивает грузовые авиаперевозки, а работает только по воде. Поэтому фермер выбрал морских экспедиторов. При помощи стоимости, страхования и фрахта, CIF должен финансировать страхование этих ящиков картофеля и оплатить погрузку и фрахт. 
  2. Допустим, при перевозках груза произошла задержка. Овощи прибывают в порт назначения уже гнилые. В таком случае фермер хоть и оплатил доставку, но ответственность за риски лежит не на нем. Пострадавшей из-за задержки компании стороной выступает покупатель, так как риски за товар на нем по системе доставки через СИФ.

Документальное доказательство поставки при условиях CIF и лицензирование

Лицензирование при купле-продажи вовсе не обязательны, но лицензия станет нужна в таких обстоятельствах: 

  1. При заключении договоре купля-продажа. 
  2. Согласно требованиям к экспорту/импорту некоторых товаров. 

Важно учесть, что при импорте лицензирование оплачивает исключительно покупатель. Важные требования к извещению:

  • Поставщик должен доставить покупателю надлежащего формата извещение. По получению его, покупатель сможет забрать товар в пункте выдачи в указанные сроки. 
  • В случае, когда принимающая сторона может повлиять на время отгрузки товаров и/или пункты доставки, то через порт назначения следует известить продавца.

Продавец в качестве доказательства поставок обязан выдавать покупателям обычного типа транспортную документацию за свой счет. Этот документ обязан иметь перечисление всех товарных позиций согласно контракту, актуальную дату отправки и доставки, что дает права на получение груза у перевозчиков в порту. Если транспортный документ является оборотным и выдан в нескольких оригинальных копиях, получателю должен быть передан полный комплект оригинальной документации.

Часто задаваемые вопросы о CIF

Включают ли условия CIF пошлину?

Условия поставки CIF не включают в себя никаких налоговых вычетов, пошлин импорта или НДС. Однако есть определенные требования к экспорту — продавцы должны экспортировать и оплачивать всю расходную посылки до порта назначения.

Какое распределение рисков расходов и ответственности по условиях CIF?

Согласно условиям поставок через СИФ покупатели берут на себя все риски, связанные с потерей или повреждением товара в дороге. А также другого формата траты после погружения товаров на борт судна в порту отгрузки. Торговое понятие CIF содержит два критического плана пункта, поскольку риски и расходы происходят в двух разных местах: риск на борту судна после полного размещения товара, а расходы в точке выгрузки.

Удобен ли CIF для доставок небольших посылок?

Инкотермс CIF работает исключительно по водным путям, а мелкие товары редко одиночно пересылают кораблями. Поэтому организовать такой формат доставки будет проблематично и очень дорого. Лучше всего подходит для крупногабаритных перевозок. 

Кто регулирует правила доставки на условиях CIF?

Международная Торговая Палата с названием ICC — единое агентство, занимающееся регуляцией всех правил и положений, касающихся доставки на условиях CIF. Офис расположен в столице Франции. Помимо этого данное агентство также занимается пересмотром правил Инкотермс. Правила и нормы ICC признают суды по всему миру.

Подходит ли соглашение CIF при импорте из Китая?

В некоторых ситуациях это возможно, запретов нет. Как и писали выше в статье, CIF будет удобным решением для новичка — при импорте из Китайской Республики это может быть отличной идеей, при закупке товаров у торговой компании или агента. По сути, он защищает вас от возможных рисков, таких как потеря или повреждение груза в пути.

Подходит ли CIF для контейнерного типа перевозок?

Для контейнерной перевозки CIF не лучшее решение, так как точка перехода риска отлична от локации передачи денег. Согласно правилам, риск передается в момент, когда товар погружен на бопт корабля в локации отправления. Поэтому это слишком большой риск для контейнеров, которые часто выгружают в дороге на терминалах.

Как нас найти

Звоните:

 

Остались вопросы?

Задать вопрос эксперту

 

Главный офис

129110, Россия, г. Москва, Напрудный переулок, 10, стр. 3